-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ѕалуба

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) Photos_of_Ukraine —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.09.2016
«аписей: 10
 омментариев: 0
Ќаписано: 15

„то запретили большевики, а потом разрешил —талин

„етверг, 04 ћа€ 2017 г. 11:17 + в цитатник

Ѕор€сь с Ђнаследием царского режимаї, в первые годы после революции большевики стремились переделать все, что о нем напоминало. ƒо неузнаваемости изменились система школьного образовани€, концепци€ истории. »скорен€лись обычаи и традиции.

—итуацию лучше всего описывает цитата из Ђ»нтернационалаї, ставшего гимном революции: Ђ¬есь мир насиль€ мы разрушим до основани€Еї. Ќа его обломках предполагалось построить Ђновый мирї. Ќо многое из отмененного позже вернул ». ¬ .†—талин.

¬оскресенье Ц выходной

¬ 1930 г. в —оветском —оюзе ввели непрерывку: 4 дн€ - рабочих, п€тый Ц выходной. √рафик выходных был скольз€щим. ќднако на практике така€ система плохо сказывалась на производительности труда. „ерез год установили п€тидневку - с выходными 6-го, 12-го, 18-го, 24-го, 30-го числа. ¬ 1940 г. был подписан указ о семидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне. Ќесмотр€ на название документа, в тексте было сказано, что нужно считать Ђседьмой день недели Ч воскресенье Ч днем отдыхаї. ќказалось, что такой график легче воспринимаетс€ и ему проще следовать.

≈лочка, гори!

Ќа 1928 г. пришелс€ пик антирелигиозной кампании. ≈лки запрещалось ставить, а новогодние праздники Ц отмечать. Ќичего не должно было напоминать о –ождестве. Ќо в 1935 г. партийный пропагандист и публицист ѕавел ѕостышев выступил в газете Ђѕравдаї с призывом вновь устраивать детские праздники у елки и реабилитировать Ќовый год. »нициатива была одобрена, и уже в 1936 г. елки начали украшать вновь. ј в 1937 г. в ƒоме —оюзов состо€лс€ карнавал дл€ отличников учебы. “ак зародилась традици€ главных елок страны. 1 €нвар€ 1947 г. объ€вили официальным выходным днем.

ѕричина такой смены курса, веро€тно, кроетс€ в следующем: старинные праздники сложно отменить Ђпросто такї, не дав ничего подобного взамен. Ћюди продолжат их отмечать, но тайно. ѕроще дать им Ђновое основаниеї. ¬ отличие от ѕасхи –ождество было легко трансформировать в светский праздник из-за близости по календарю к Ќовому году. ќсталась пам€тна€ и любима€ многими внешн€€ атрибутика (елки, подарки), добавились новые компоненты (шампанское, бой курантов), и получилс€ самый попул€рный в стране праздник.

Ўкольна€ жизнь

јлександр —олженицын писал о —талине: Ђ„то-то при€тное находил он <...> в игре слов, напоминающей старый мир: чтобы были не "заведующие школами", а директоры; <Е> а гимназистки чтоб учились отдельно от гимназистов и носили пелеринкиї. —истема образовани€ в 40-е годы отказалась от многих нововведений большевиков.

¬ 1940 г. вышел указ Ђќб установлении платности обучени€ в старших классах средних школ и в высших учебных заведени€х ———–ї. ¬ ћоскве и Ћенинграде родители старшеклассников должны были платить 200 руб. в год, в других населенных пунктах Ц 150. «а вузовское обучение плата была в два раза выше. ”же в 1941 г. список специальностей, освобожденных от платы, и категорий учащихс€, имеющих право на стипендию, начал расшир€тьс€. Ќо полностью отменили плату только в 1956 г.

—тране нужны были рабочие руки Ц производство росло, дело шло к войне. ƒл€ властей количество людей у станка было важнее, чем количество получивших полное образование. ќднако и тех, кто мог оплатить обучение, ждали перемены.

¬ 40-е в школы вернулись экзамены, домашние задани€, едина€ программа с об€зательным набором изучаемых предметов, школьна€ форма (напоминающа€ гимназическую). ¬ старших классах вновь начали изучать латынь Ц вышли специальный учебник и хрестомати€ - в университетах реанимировали классические отделени€ и стали набирать будущих учителей.

ѕеред войной —талин пожаловалс€ профессору јсмусу, что его комиссары Ђне умеют думатьї, и реабилитировал логику как науку, поручив ученому разработать программу курсов дл€ управленцев. ѕосле войны —талин пошел еще дальше Ц логику и психологию решено было преподавать в школах. ¬ Ђ”чительской газетеї в 1946 г. было опубликовано постановление: Ђ÷  ¬ ѕ (б) признал необходимость ввести <Е> преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школыї. Ќовую политику объ€снили так: Ђ»зучение логики мышлени€ €вл€етс€ необходимой ступенью дл€ изучени€ диалектической логикиї.

—тране нужны герои

Ќесколько дес€тилетий в советских учебниках истории почти все, что было до 1917 г., объ€вл€лось плохим. »сключение составл€ли освободительна€ борьба и ее де€тели. ¬ конце 30-х —талин начал разворачивать кампанию по реабилитации знаменитых полководцев. —тали признаватьс€ и заслуги ѕетраI. –иббентроп, прибывший однажды на переговоры в  ремль, увидел на лестнице портрет јлександра II в окружении освобожденных кресть€н.

¬о врем€ войны были созданы ордена Ќахимова и —уворова. ѕолучили их имена и военные училища дл€ подростков. “риумфально шел по экранам страны фильм об јлександре Ќевском.

—талин понимал: стране требуютс€ славна€ традици€, примеры побед и героизма. ѕодвигов героев революции было мало. ѕодн€ть патриотический дух было легче, опира€сь на историю. —овременник —талина писатель  . —имонов вспоминал, что —талин, прославл€€ великих людей –оссии, боролс€ и с ориентацией на «апад: Ђѕрограмма борьбы с низкопоклонством предопределила создание целого р€да фильмов, утверждавших наш приоритет в той или иной сфере: полева€ хирурги€ Ч ѕирогов, радио Ч ѕопов, ћичурин Ч биологи€, ѕавлов Ч физиологи€ї.

¬ 1943 г. в войска вернули погоны со звездами. » вновь это было оправдано героическим наследием отцов и дедов, преемственностью традиций. ѕостепенно возвращалось и слово Ђофицерї, долгое врем€ считавшеес€ чуть ли не ругательным.  омандиры  расной јрмии исчезали. ѕосле войны в ”ставе внутренней службы слово Ђофицерї стало употребл€тьс€ официально.

ѕушкин Ц наш!

ѕодобные перемены произошли и с литературой. ѕроизведени€ классиков вновь вводились в программу, а в 1937 г. с размахом было отмечено 100-летие со дн€ гибели ѕушкина. јвангардные эксперименты 20-х годов в народе большого отклика не нашли. Ќужна была классическа€ литература. Ќо не вс€, а избранна€ и Ђправильно пон€та€ї. ƒл€ правильного понимани€ выходили специальные публикации. Ќарком просвещени€ выступал: Ђ¬†николаевской –оссии был затравлен один из†великих умов русского народа. ѕушкин†Ч наш!ї √азета Ђѕравдаї присоедин€лась к прославлению когда-то названного Ђбуржуемї поэта: Ђѕушкин целиком наш, советский, ибо советска€ власть унаследовала все, что есть лучшего в†нашем народеї.

ƒела церковные

—оветска€ страна жила под лозунгом ЂЅога нетї. —в€щеннослужители разных религий расстреливались и отправл€лись в лагер€. Ќо в 30-е годы —талин начал возвращать ÷еркви часть имущества и запретил закрывать оставшиес€ храмы. ¬о врем€ войны было открыто около двухсот церквей. —талин отменил ленинский указ Ђќ борьбе с попами и религиейї и вернул институт патриаршества. ¬ 1943 г. впервые со времен ѕетра был избран ѕатриарх все€ –уси. »м стал митрополит —ергий. ¬озможно, такое решение —талина было продиктовано тем, что в христианстве считаетс€ грехом бунтовать против власти Ц она дана Ѕогом, ее надо признавать.

ћногие из сталинских решений были отменены после его смерти, но значительна€ часть просуществовала все годы советской власти.

источник



ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку